Бюджеты перестают быть «тайной за семью печатями» для рядовых граждан и уделом только финансистов и власти разных уровней. В вопросах финансов должна быть гласность, что справедливо: ведь содержимое казны — это средства граждан, налогоплательщиков. И им небезразлично, куда направляются, как расходуются их кровные.
В нашем регионе уже вошло в традицию широкое обсуждение проектов законов краевых бюджетов при их принятии на предстоящий и ближайшие годы.
На днях депутаты ЗСК и администрация края провели в селе Коноково Успенского района первые парламентские слушания по обсуждению проекта закона «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов». В Дом культуры «Юбилей» на слушания прибыли делегации муниципальных образований Армавира, Гулькевичского, Курганинского, Лабинского, Мостовского, Новокубанского, Отрадненского, Успенского районов.
Открыл и вел парламентские слушания председатель ЗСК, руководитель депутатской фракции ВПП «Единая Россия» в кубанском парламенте В.А. Бекетов. Он представил участников: заместителя губернатора, министра финансов И.А. Перонко, председателя контрольно-счетной палаты края Ю.А. Агафонова. Кроме того, приняли участие депутаты ЗСК, главы муниципальных образований и поселений, депутаты городских, районных и сельских поселений, члены Совета молодых депутатов края, представители общественности, агробизнеса, жители названных муниципальных образований.
Трудностям наперекор
С докладом «О проекте закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов» выступил И.А. Перонко, представив собравшимся всю многоплановую «палитру» бюджета — доступно и развернуто. Прежде чем говорить о краевом бюджете, докладчик отметил, что уже Госдумой рассмотрен федеральный бюджет в первом чтении. И министр финансов при этом, не скрывая, заявил: 2014 финансовый год будет непростым. Это обусловлено низкими темпами развития экономики, снижением поступления налоговых платежей, прежде всего снижением поступления в бюджет налога на прибыль.
«Будет напряженным 2014 год и для края. И все же при этом, — сделал акцент И.А. Перонко, -— разрабатывая проект бюджета на 2014 г. и плановый период 2015 — 2016 годов, мы стремимся сохранить его стабильность, обеспечить сбалансированность. И если в проекте федерального бюджета в 2014 году доходы сокращаются на 500 млрд рублей, а в последующие по одному триллиону, то мы предусматриваем, исходя из состояния экономики края, ежегодное увеличение консолидированного бюджета на 9,8%. Но при этом придется оптимизировать расходы и менять приоритеты».
Так, резко сократятся расходы на материальные закупки, на приобретение оборудования. В 2014 году край перейдет на программный бюджет, что позволит повысить эффективность бюджетных расходов. Основные приоритеты будут направлены на решение социально-значимых обязательств.
Социальная направленность бюджета в 2014 году в крае не только сохранится, но и усилится. На это предусматривается 68% расходов края (123 млрд рублей).
Основная задача — это и исполнение качества бюджета: продолжится работа по повышению уровня заработной платы в бюджетной сфере. В 2014 году на это будет направлено 12,8 млрд рублей, в 2015-м — 19,6 млрд, в 2016-м — 28,9 млрд рублей. Повышенную зарплату и прибавки к ней в крае будут ежегодно получать около 200 тысяч бюджетников.
В результате зарплата педагогов школ и дошкольных учреждений к 2016 году вырастет еще почти на 40%. А у педработников профессионального дополнительного образования и в учреждениях для детей-сирот — на 66%, у медработников более чем на 70%, у работников культуры и соцработников в два раза.
Все обязательства по повышению заработной платы работников, как государственных, так и муниципальных учреждений, взял на себя краевой бюджет.
Как подчеркнул И.А. Перонко, при формировании бюджета на предстоящий год необходимо решить четыре задачи. Первая — обеспечить рост доходов в бюджет, вторая — перейти на программный бюджет (в крае принято 25 госпрограмм по разным направлениям), третья — снизить долговую нагрузку и в несколько раз сократить дефицит бюджета, четвертая — поддержать сбалансированность бюджетов всех уровней.
Какие же изменения произойдут на федеральном и региональном уровнях? Прежде всего — изменения финансирования дошкольного образования: с 2014 г. расходы по зарплате, на приобретение учебного оборудования, игр в детсадах будут полностью финансироваться из краевого бюджета — 12,9 млрд на эти цели. Далее — сокращены нормативы отчислений в местные бюджеты с 20% до 15% по НДФЛ. Передается на федеральный уровень 50% налоговых отчислений НДФЛ на иностранных граждан (по краю теряется 300 млн рублей). Увеличены ставки акцизов на нефтепродукты — и с 2014 г. будут созданы муниципальные дорожные фонды, куда будут направляться 10% доходов от акцизов на нефтепродукты (почти 1,7 млрд). Эти средства будут делиться между МО в соответствии с протяженностью местных дорог, улиц. Это позволит МО участвовать в софинансировании программ.
Бюджет развития
Значительная доля расходов предусматривается на развитие инфраструктуры и экономики края. На развитие АПК будет направлено 3,5 млрд рублей, плюс из федерального бюджета 3,7 млрд рублей. На поддержку малых форм в АПК планируется направить более 500 млн руб., на развитие сельских территорий — более 200 млн рублей.
Предусмотрено почти 850 млн рублей на переселение граждан из аварийного жилья, более 840 млн рублей на финансирование подпрограммы «Жилище».
Региональный дорожный фонд сформирован в объеме 19,5 млрд рублей. На строительство, реконструкцию, содержание региональных дорог расходы возрастут на 18% (16,4 млрд рублей). На развитие дорог местного значения будет выделено 1,7 млрд руб. Формирование муниципальных дорожных фондов позволит отремонтировать более 420 км дорог местного значения в год.
Край наращивает финансовую поддержку муниципалитетов. Объем межбюджетных трансфертов бюджетам МО превысит 60 млрд рублей. При расчете финансовой помощи муниципалитетам сделано все для обеспечения сбалансированности местных бюджетов. Заканчивая свое выступление, И.А. Перонко сказал: «За счет дополнительных дотаций, которые нам будут выделены, мы будем поэтапно снижать дефицит, сокращать долговую нагрузку».
Доклад министра финансов активно обсуждался. Выразил свое мнение относительно проекта бюджета и глава МО г. Армавир А.Ю. Харченко, отметив, что в обсуждаемом проекте закона сохранены основные положительные тенденции — социальная направленность, темпы роста доходов. В докладе И.А. Перонко убедительно отражено, что при сбалансированном бюджете доходы края в 2014 г. увеличатся, несмотря на снижение некоторых макроэкономических показателей. Глава Армавира назвал позитивные моменты в проекте в свете последних изменений в законодательстве РФ. Важное значение имеет создание дорожных фондов, что даст дополнительные ресурсы муниципалитетам для содержания и ремонта дорожной сети. В Армавире полностью проинвентаризированы все дороги. С созданием дорожного фонда город в 2014 году получит на ремонт дорог порядка 26 млн рублей. Армавир будет участвовать и в других краевых программах. Но, как отметил глава, «мы и сами должны работать и зарабатывать». С 1 января 2014 г. в бюджеты городских округов полностью переходят поступления от продажи земельных участков и от передачи в аренду участков, на которые не разграничена госсобственность. По предварительным прогнозам, это даст Армавиру около 22 млн рублей. «Но этой работой надо заниматься ежедневно, — подчеркнул глава, — иначе эти деньги в казну не попадут…».
Значительная часть вопросов социально-экономического развития Армавира решается за счет его участия в краевых программах на условиях софинансирования. В 2013 г. Армавир участвовал в 21 краевой целевой программе. Это позволяет городу активно развиваться.
Но администрация не надеется только на поддержку краевой власти, а осуществляет и значительную внутреннюю работу по наполняемости бюджета. Ставка на увеличение доходов городского бюджета делается на развитие экономики, на создание благоприятных условий для бизнеса, предпринимателей, привлечение инвестиций. За последние три года в экономику муниципалитета привлечено около 10 млрд рублей. В результате реализации инвестпроектов в городе появилось новое предприятие — «Аполинария», построены новые цеха и запущены производства в БТРЗ, «Кубанькабеле», на заводе газовой аппаратуры. Ведется реконструкция бывшего предприятия — ЖБИ-11, начато строительство нефтеперерабатывающего завода… Открыты новые торговые сети «Лента», «Красная площадь». Все это только в 2013 г. дало 3468 рабочих мест. А это и зарплата, и налоги, и поступления в бюджет.
А.Ю. Харченко подчеркнул, что интенсивное развитие города было бы невозможно без тех благоприятных условий, которые созданы в крае. «Наш муниципалитет поддерживает проект закона «О краевом бюджете» и предлагает его к утверждению», — сказал А.Ю. Харченко. В.А. Бекетов так отреагировал на его выступление: «Молодцы, армавирцы!».
После обсуждения проекта бюджета В.А. Бекетов и И.А. Перонко ответили на поступившие из зала вопросы. Как сказал И.А. Перонко, «в намеченных бюджетных обязательствах мы не имеем права отступить и шага назад».
В заключение слушаний В.А. Бекетов подчеркнул, что обсуждение краевого бюджета проходит первые этапы. Впереди сессия ЗСК, где будет рассматриваться закон. Но немаловажно: интерес к обсуждению бюджета растет, ведь затрагиваются интересы каждого.
Заканчивая свое выступление, В.А. Бекетов еще раз сделал акцент: «Мы вам представили бюджет, ничего не скрывая. Но для того, чтобы он был наполнен, надо серьезно заниматься экономикой, надо научиться хорошо работать. Думаю, что мы это сумеем…».
О доходах бюджета на 2014 год
Доходы консолидированного бюджета — 205,3 млрд рублей (рост 9,8%).
Прогноз собственных доходов — 155 млрд рублей (рост 9%).
Безвозмездные поступления из федерального бюджета (21,3 млрд рублей). Доходы с учетом поступлений из федерального бюджета — 175,9 млрд рублей.
О расходах
В 2014 г. они запланированы в сумме 180,4 млрд рублей.
Дефицит бюджета — 4,5 млрд рублей.
На образование в 2014 году планируется направить 46,1 млрд рублей.
Оздоровительными мероприятиями будет охвачено не менее 40% школьников. Более 2 млрд рублей в консолидированном бюджете предусмотрено на строительство, ремонт, реконструкцию детсадов (в 2013-м — 4,5 млрд рублей).
На здравоохранение будет направлено 38,2 млрд рублей. Бюджетное финансирование Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи составит 33,8 млрд рублей. На обязательное медстрахование неработающего населения (дети, студенты, пенсионеры) будет направлено 18,1 млрд рублей. Продолжится модернизация лечебных учреждений.
Расходы на обеспечение отдельных категорий граждан льготными и бесплатными медикаментами составит 3,3 млрд рублей.
На развитие технологичной медпомощи будет направлено 1,4 млрд руб.
На социальную политику предусмотрено 31,9 млрд рублей. Из них 21,8 млрд направлено на соцподдержку ветеранов, тружеников тыла, пенсионеров, на поддержку малоимущих — 3,9 млрд, материнства и детства — 6,8 млрд, инвалидов — 3,6 млрд рублей.
На культуру планируется направить 3,2 млрд руб., на повышение оплаты труда работников учреждений культуры 1,5 млрд рублей. На физкультуру и спорт будет направлено 3,7 млрд рублей. В 2014 г. систематически могут заниматься физкультурой, спортом 37% кубанцев.Бюджет: приложим усилия — будут и результаты